 Афинские банкиры и политики очень встревожены, чего и следовало ожидать. Еврогруппе не удалось добиться прогресса в переговорном процессе относительно предоставления значительной и быстрой помощи греческому государству, пишет бизнес-редактор ВВС Роберт Пестон. Занервничали и инвесторы в Великобритании. Главным образом, они обеспокоены идеей, которую предложил министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле, заявивший, что официальным Афинам следовало бы на время покинуть еврозону.
Первой пугающей новостью, которую автор статьи узнал от банкиров, имеющих хорошие связи: Банк Греции, правительство страны и коммерческие банки не брались даже за рассмотрение технической стороны выхода государства из зоны евро и введения другой валюты. Это разумению не поддается, отмечает Пестон. Некоторые считают, что такое поведение преступно. И особенно если учесть то, что в не так давно президент Евросовета, экс-премьер-министр польского государства Дональд Туск заявил: в результате ближайшего переговорного процесса станет понятно, сможет ли Греция остаться в составе зоны евро.
По словам одного высокопоставленного банкира, не было переговоров с греческой властью о том, какие действия страна предпримет, если покинет еврозону – руководство не вело никакую техническую подготовку. Банкир отметил, что если это все-таки произойдет, он не имеет понятия, когда и как банковская система сможет возобновить свою работу.
Иными словами, если Греция покинет еврозону, это станет катастрофой для всех банков в стране. Более того, это будет плохим известием и для Европейского центрального банка. В ЕЦБ находится около пятидесяти миллиардов евро греческих частных ипотек и займов, полученных банками в качестве залога в обмен на сто двадцать миллиардов евро, предоставленные ЕЦБ и Банком Греции местным банкам в виде экстренной помощи.
И если Греция решит перейти на драхму, компании и люди станут зарабатывать средства в другой валюте, курс которой по отношению к европейской валюте упадет. Но долги компаний и людей, которые им придется выплачивать Европейскому центральному банку, будут исчисляться в европейской валюте. А поскольку реальный доход населения резко понизится, люди не смогут расплатиться.
Со своей стороны, это приведет к огромным потерям для ЕЦБ. Европейский центральный банк, вероятнее всего, вынужден будет списать тридцать пять миллиардов из этих пятидесяти миллиардов евро. |