 На данный момент линия разграничения может быть пересечена лишь на такси либо на личном авто. Контрольно-пропускные пункты ежедневно принимают огромные очереди. Также существуют ограничения на ввоз продовольствия и медпрепаратов.
По словам юриста и общественного деятеля Богдана Чумака, государство проводит политику двойных стандартов. Некоторые чиновники зарабатывают на контрабанде за счет такого пропускного режима, из-за которого гибнут люди. Из-за бомбардировок у граждан уничтожаются документы, что не позволяет им покинуть эти территории и спастись, добавил эксперт. Фактически, Украина не может определиться: принадлежит ей Донбасс или не нет. Родственники Чумака, которые живут в этом регионе, вынуждены по тринадцать-четырнадцать часов простаивать на блокпостах, платить большие взятки за пропуск. Впрочем, продолжил юрист, пропускной режим можно назвать лишь верхушкой айсберга. Есть вопрос по поводу т. н. экономической блокады и тех, кто зарабатывает на этом, заметил Чумак. В интернете есть масса видео о том, как с территорий, которые были взяты под контроль представителями ДНР и ЛНР, вывозятся вагоны, загруженные углем. Вместе с тем в ряде городов, подконтрольных повстанцам, может наступить голод. Происходящее можно назвать не экономической блокадой, а коррупционной схемой.
Не так давно представители общественных организаций из восточных регионов Украины решили организовать митинг на Майдане относительно нового порядка пересечения разграничительной линии. Люди выступили с требованием об отмене запрещения автобусного соединения, увеличении пропускной способности контрольно-пропускных пунктов, облегчении провоза через разграничительную линию медикаментов и товаров.
По мнению руководителя общественной организации «Луганская правозащитная группа» Натальи Целовальниченко, пропускной режим может стать основанием для обращения в ЕСПЧ. «Есть вопрос по поводу того, насколько правомерный со стороны нашего законодательства порядок пересечения линии разграничения вообще», — сказала эксперт в интервью изданию «День». В соответствии со статьей 64 Конституции, можно вводить ограничения в правах только в условиях чрезвычайного или военного положения. В Украине нет ни того, ни другого, констатировала Целовальниченко. |